Собор преподобных Оптинских старцев
Оптину пустынь можно назвать как: символом православия, намоленным местом, святой землей – все эти названия будут соответствовать действительности. Само её расположение: близость к Козельску, городу русской славы, державшему до последнего жителя 7-недельную оборону против войск Золотой орды – предполагает присутствие на этой земле особого духа.
Возникновение пустыни
Река Жиздра, огородившая опушку леса, делала этот уголок идеальным местом для последователей Иоанна Предтечи, который прославился еще и тем, что был первым пустынножителем, то есть отшельником. Не известны ни дата, ни история возникновения Оптиной пустыни. Но её названия (второе – Макарьинская) свидетельствуют в пользу версии о лихом человеке Опте, промышлявшем в XIV веке разбоем. Прячась от преследователей, он хотел просто отсидеться в тихом месте, но сошедшая на него благодать перевернула всю его разбойничью жизнь. Он стал первым отшельником Макарием. Можно предположить, что молитва Оптинских старцев на каждый день уходит своими корнями именно в это время.
Долгое время Оптина пустынь подвергалась набегам, захватам, опустошениям силами внешних и внутренних врагов России. И только в 1796 году стараниями митрополита Платона настоятелем монастыря становится отец Авраамий, при котором началось возрождения скита и появление первых старцев, людей, достигших определенных вершин духовного совершенства.
Расцвет Оптиной пустыни
Всероссийская слава, как и настоящий расцвет монастыря, началась в 20-х годах XIX века, когда пост настоятеля занял архимандрит Моисей, святой человек и замечательный хозяйственник. При нем отец Лев в 1829 году официально основал старчество. Преподобные старцы селились в небольшом скиту, который был построен в 1821 году. Сподвижниками основателя Оптиной пустыни были святые отцы Клеопа и Феодор. Молитвослов еще не был сложен, и молитва Оптинских старцев на каждый день была им в трудах подспорьем. Значение Оптиной пустыни в духовной жизни России очень велико. Достоевский и Соловьев подолгу жили в ней, набираясь душевных сил, посещали её Лев и Алексей Толстые. «Отец Сергий» был написан под впечатлением от Оптиной пустыни.
Собор Оптинских старцев — явление уникальное, особая форма святости, процветающая в течение 100 лет в Оптиной Пустыни. Что-то подобное имеет место быть разве что на Афоне.
Собор преподобных Оптинских старцев
Первых старцев было всего 6, появившийся здесь в 1829 году иеросхимонах (титул монаха-схимника, имеющего церковный сан) Лев принес скиту всероссийскую славу, не угасавшую вплоть до 1917 года. Всего преподобных старцев было 14 человек, каждый из них добавил величия Оптиной пустыни. Все они, обладая особым духом, имели дар прозорливости, пророчества и чудотворения. Многое из предсказанного ими сбылось.
Наследие старцев состоит из книг, советов, писем и это молебны. Молитва Оптинских старцев на каждый день – также часть этого наследия. Исаакий II (после него старцев уже не было) и ряд его сподвижников, обитателей Оптиной пустыни, были расстреляны в 1937 году. Настоятель скита Нектарий умер в 1928 году у себя в келье, предупредив свой арест на один день.
Самые тяжелые годы православия на Руси
Судьба сотен представителей духовенства в 30-е годы XX века была трагичной. Поэтому молитва последних Оптинских старцев содержит только мольбу Господу о смирении, о спокойном и достойном принятии вызовов действительности. Трактуя их как проявление его воли, мольбу о ниспослании душевной крепости, отсутствия сомнений и способности преодоления утомления в конце дня. Без такой молитвы (она входит сейчас во все православные молитвословы) трудно было, наверное, сохранить веру. Один специалист назвал молитву внеконфессиональной и психотерапевтической. Конечно же, повторяя её всё время, как заклинание, можно было как-то просыпаться и засыпать в условиях репрессий 37-го года. Речь идёт в первую очередь о духовенстве, которое в то время было обречено на репрессии со стороны советской власти.
Уникальные молитвы старцев
Оптинские старцы советовали при обращении к Господу избегать многословия, быть лаконичным и конкретным, поэтому их молитвы понятны и любимы многими православными. Так, примером может служить молитва Оптинского старца Льва. Она известна как келейная молитва за самоубийц. Короткая и лаконичная, она обращена к Господу с единственной просьбой – принять и по возможности простить душу самоубийцы, а самого просящего за это не наказывать. Ведь церковными канонами запрещалось поминать в церкви и хоронить на территории кладбища самоубийц, погибших на дуэли и при разбое, утопленников. Мудрые старцы понимали, что до самоубийства человека могут довести непереносимые жизненные обстоятельства. Они разрешали келейно, минуя официальную церковь, молиться об успокоении души человека, наложившего на себя руки.
Утренняя молитва как заклинание о счастье
Особого внимания заслуживают еще две молитвы, одна из них – молитва утренняя Оптинских старцев. Ознакомившись с ними впервые, невозможно не отметить их несхожести с молитвами вообще. В них, и в утренней, и в вечерней, заключено столько экспрессии и страсти, что, действительно, они могут исполнить роль аффирмации (краткая фраза, при неоднократном повторении которой в подсознании человека может укрепиться необходимый образ или установка). Установка на счастье, на радость, на жизнь в согласии со всеми. Эта молитва напоминает, скорее, гимн и заклинание одновременно. Неоднократное признание Господу в любви звучит как несокрушимая вера во взаимность. Человек, творящий эту молитву, искренне верит в то, что трудно не откликнуться на такую искреннюю просьбу о помощи в делах только светлых и добрых, на признание в любви ко всему и всем. А поток горячей благодарности, неоднократное «аминь» способны привести в состояние радости и благостного отношению ко всему миру.
Оригинальность молитв Оптинских старцев
Вечерняя молитва Оптинских старцев тоже способна вызвать и чувство удивления, и желание читать её вновь и вновь. Эффект усиливают неоднократные, повторяющиеся обращения и восторженность, подчеркнутая восклицательными знаками. Остается ощущение, что эти две молитвы подразумевают дружеское расположение Господа к молящемуся. Безусловно, они уместны в устах человека жизнелюбивого, радостного и удачливого, убежденного в том, что завтрашний день будет таким же замечательным, как и сегодняшний. Он докладывает вечером Богу о счастливо прожитом дне. Радостно благодарит его за помощь, прощает все и всех (и себя в том числе) за допущенные огрехи, не сомневается в том, что Господь поступит так же. Хорошие молитвы, понятные, близкие – в этом и заключается, наверное, великая мудрость преподобных старцев. Собственно, молитва Оптинских старцев на каждый день – это любая молитва, взятая из молитвослова и подходящая к конкретному случаю. Роль ежедневной может выполнять как утренняя, вечерняя, так и акафист и служба иконе Божьей Матери, именуемой «Спорительница хлебов».