Точность движений

Точность движений

Играет ли скрипач, оперирует ли хирург, бьет ли фут­болист штрафной удар, занимаемся ли мы чем-либо дома или на работе — любая наша физическая деятельность может быть более или менее успешной. А от чего зависит качество различных физических действий? В первую очередь, от того, насколько точны те движения, с помощью которых мы выпол­няем какую-либо физическую деятельность. Общая же зако­номерность такова — чем точнее движения, необходимые для выполнения конкретной деятельности, тем она успешнее. Но это ещё не всё. Представляя себе механизм зарождения и осу­ществления движений, мы в силах не только идеально выпол­нять физические действия, но и успешно преодолевать обез­движенность, вызванную различными недугами.

Давайте разберемся, какие же процессы лежат в основе движений? Как это ни странно, наши физические движения первоначально зарождаются в головному мозгу, в виде психического — мысленного образа. Физически же эти мысленные образы осуществляются мышцами, суставами, сердечной, дыхательной, гормональной системами и т.д. И здесь стоит указать на две закономерности формирования мысленных образов:

■ чем конкретнее мысленный образ предстоящего движения, тем оно будет точнее;

■ чем подготовленнее те системы организма, которым предстоит реализовать мысленные образы в соответствующие физические действия, тем эти действия будут качественнее.

Существует ещё и третье, очень важное, положение, связанное с тем, как происходит переход мысленных образов движений из головного мозга (сознания) в те исполняющие системы организма, которые реализуют эти изначальные образы в со-ответствующие физические движения.

Этот переход происходит по двум «каналам»: зрительному и идеомоторному.

При зрительном варианте мысленных представлений движений человек как бы видит себя со стороны (словно в зеркале). И действует, ориентируясь на своего зеркального двойника, постоянно сверяя эти действия с теми, которые он «видит в зеркале». Надо сразу сказать, что зрительный вариант перевода мысленных образов движений малопродуктивен.

Второй вариант перевода мысленных образов движений из сознания в исполнительные системы организма называется идеомоторным (слово составлено из греческого «идеа» — идея, мысленный образ — и латинского «моторика» — движе­ние).

Чтобы легче представить саму суть идеомоторики, опишу очень простой опыт. Возьмите нитку длиной около метра, при­вяжите к одному её концу любой грузик весом 10-15 г, а второй конец намотайте на последнюю фалангу указательного пальца ведущей (правой или левой) руки так, чтобы расстояние от пальца до грузика составляло 70-80 см. Вытянув руку с вися­щим грузиком перед собой на уровне плеча и внимательно гля­дя на него, мысленно представляйте, что он начинает раскачи­ваться как маятник — слева направо и обратно или вперед-на­зад. Уже через несколько секунд грузик действительно начнет раскачиваться — причем так, как вы мысленно себе это пред­ставили.

Мысленный образ представляемого движения перешел в ре­альное физическое действие, то есть идея перешла в «мотори­ку». Этот процесс и был назван «идеомоторным актом». До­бавлю только, что, если в соответствии с движениями грузика громко произносить слова «слева направо» или «вперед-на­зад», амплитуда раскачиваний резко увеличится.

Так вот, чтобы придать нашим движениям желаемую точ­ность, их нужно осуществлять только идеомоторно. Для этого следует помогать себе соответствующими словами, которые, исходя из ситуации, можно произносить или вслух, или про себя.

Убедиться в том, что при зрительном варианте мысленных представлений движений грузик раскачивается заметно ху­же, чем при использовании идеомоторики, легко: надо мыс­ленно «увидеть» своего двойника сбоку от себя, как бы в зер­кале, с таким же висящим на нитке грузиком и, глядя на него «в зеркале», представить, что он раскачивается — амплитуда движений будет намного меньше, чем при идеомоторном представлении.

Итак, сначала необходимо создать в сознании предельно точные образы предстоящих движений, а уж затем переводить их в заранее подготовленные мышцы. Подготовить (размять) мышцы также очень важно, так как, если они не будут готовы к физической реализации задуманных движений, их не удаст­ся успешно выполнить. Именно поэтому, в частности, пианис­ты перед выходом на сцену специально разминают пальцы, иг­рая за кулисами, а спортсмены, готовясь к соревнованиям, проводят основательную физическую разминку.

Что же касается опыта с грузиком, то следует обратить внимание и на следующее. По величине амплитуды раскачи­вания грузика молено судить, насколько крепки связи между мозгом и мышцами, имеющиеся у человека от природы. Если амплитуда около метра, такую связь по пятибалльной системе можно оценить на «пятерку». Если же около 5 см, больше «единицы» поставить нельзя. Но не надо расстраиваться. Связи между головным мозгом и мышцами можно значительно улучшить, если прибегнуть к специальным тренировкам и этим самым заметно повысить точность запланированных движений. Именно так тренируются спортсмены, отрабатывают свои движения артисты и все те, чья деятельность связана с точностью движений.

В повседневной же, обычной жизни полезно приучить себя к выполнению простого правила — прежде чем что-то делать, например убирать квартиру или вдевать нитку в иголку, следует сначала точно представить, как это делать, и лишь затем приступать к намеченному действию. Тогда всё будет получаться и успешнее, и быстрее.

Очень полезно заниматься 2-3 раза в день по 5-10 минут специальной психической или, как чаще сейчас говорят, ментальной тренировкой своего психического аппарата: мысленно представлять себе в идеальном, безошибочном варианте те действия, которые предстоит выполнить физически.

Особенно важно использовать идеомоторику больным людям, утратившим способность к точным движениям, например после травмы или кровоизлияния в мозг. Прежде чем попытаться выполнить то или иное действие, для начала им следует представить движения, которые помогут восстановить утраченную подвижность и гибкость. В качестве примеров можно привести следующие идеомоторные упражнения:

— брать ручку или карандаш и писать на бумаге буквы;

— разливать чай из чайника по чашкам;

— хлопать в ладоши, аплодируя артисту:

— месить тесто.

Заниматься такими и подобными идеомоторными упражнениями следует регулярно. Как показывает практика, подобная самопомощь ускоряет избавление от многих возникших в результате болезни осложнений.

И в заключение хочу подчеркнуть: когда движения выполняются точно, это порождает многие положительные эмоции, в частности возникает чувство красоты. А приобщение к красоте, как известно, весьма способствует улучшению психического и физического здоровья.

 

♦ ОПЫТЫ ♦ ИССЛЕДОВАНИЯ ♦ ГИПОТЕЗЫ ♦

TV: смотреть или не смотреть?

Американские медики из Кливленда исследовали 550 людей старше семидесяти лет, чтобы установить, как влияют на работу мозга разные типы досуга. Среди участников эксперимента было 193 человека, страдающих болезнью Альцгеймера (старческим слабоумием).

Методом опроса ученые собирали информацию о том, как проводили своё свободное время эти люди в молодости (20-39 лет), в среднем (40-60 лет) и зрелом возрасте (после 60 лет). Одних опрашивали напрямую, сведения о других получали от родственников и друзей.

Собрав информацию, медики разделили участников эксперимента на разные группы в соответствии с видом досуга. Одни попали в груп­пу «пассивных» — на досуге они в основном смотрели телевизор. Другие вошли в группу «интеллектуалов» — они много читали, раз­гадывали кроссворды и головоломки, играли на музыкальных инст­рументах, вязали, рисовали, работали по дереву. Третьих включили в группу «физкультурников» — они предпочитали активный отдых: езду на велосипеде, плавание, бег, быструю ходьбу.

Больше всего страдающих болезнью Альцгеймера выявилось сре­ди «пассивных». Меньше всего — в группе «интеллектуалов». Среди    тех, кто тренировал свои умственные способности, тяжелой патологии мозга было подвержено в 2,5 раза меньше людей, чем среди тех, кто не придавал этому значения.

Руководитель эксперимента доктор Роберт Фридланд прокомментировал результаты исследования так: регулярная стимуляция деятельности мозга в молодом, среднем и зрелом возрасте способна защитить человека от болезни Альцгеймера на долгие годы.

Напрашивается аналогия с тренировкой мышц. Если человек постоянно тренирует мышцы, он сохраняет физическую силу. Если он постоянно тренирует мозг, то сохраняет силу умственную. Что касается телевидения, то оно, как было доказано, к тренировке мозга не имеет никакого отношения. Скорее, наоборот.