Уроки этикета
Что такое этикет? Строго определенные правила, рамки поведения. Но зачем они? Казалось бы, добрый и порядочный человек и без этикета сообразит, как себя вести. В конце концов, сердце подскажет. Некоторые уважаемые педагоги категорически не согласны с этим. Да, этикет — это только форма, он не заменит искренние чувства, но поможет их выразить. Причём выразить так, чтобы и других порадовать, и себя не обидеть. Правила хорошего тона шлифовались веками, они придают нашей жизни изящество и красоту, помогают общению, поддерживают чувство собственного достоинства.
Продолжаем разговор об этикете, начатый в прошлом номере.
Урок четвертый
Умейте говорить и принимать комплименты.
И то и другое очень важно. Искренний комплимент — это прекрасная поддержка, которая вселяет в человека уверенность, повышает его самооценку. Не упускайте возможность сказать подруге, что ей очень идёт новое платье, невестке — что у неё прекрасный цвет лица, мужу — что он очень молодо выглядит в этой рубашке.
Иногда посторонний человек, которого вы больше никогда не увидите, добрым словом или поступком может окрылить вас и оставить прекрасное воспоминание. Однажды летним вечером я возвращалась с дачи, и вдруг какой-то незнакомец в электричке преподнес мне цветы со словами: «Вы просто очаровательны!». Красота, как известно наполовину зависит от расположения духа. Так вот, входила я в электричку усталой, озабоченной, а вышла красавицей. Я очень благодарна этому человеку.
Невинный комплимент от случайного прохожего — не больше, чем мимолетное подтверждение привлекательности женщины, её неповторимости.
Но он может сотворить чудеса.
Правда, далеко не все умеют достойно принимать комплименты. Например, в ответ на слова «Как вам идет этот костюм» смущенная женщина отвечает, словно оправдываясь: «Да что вы, я его за копейки купила, он уже старый, давно вышел из моды». Казалось бы, гораздо проще ответить на комплимент учтивой благодарностью. Советую не ограничиваться в таких случаях одним словом «Спасибо». Лучше ответить более развернуто. Например: «Спасибо за добрые слова», или «Спасибо, приятно слышать», или «Спасибо, что заметили», или «Спасибо! То, что вы говорите, важно для меня».
Пожалуй, ещё важнее научиться самому говорить комплименты. Мне очень нравится высказывание, которое я однажды прочитала в книге Т. Пейна о вежливости: «Если одно-два слова могут сделать человека счастливым, то надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом». Старайтесь не упустить возможности похвалить другого, если вы находите малейшее основание для этого.
Очень важна манера, в которой произносится комплимент. Это надо делать уверенным тоном, не смущаясь. Комплимент не должен быть банальным, заезженным. Важно правильно выбрать для него подходящий момент, чтобы не поставить того, кому он предназначен, в неловкое положение.
Если вы, смущаясь, пробубните комплимент себе под нос, он покажется вымученным, жалким. Если скажете штампованную фразу, у слушателя возникнет ощущение, что вы это говорите всегда и всем, а значит, неискренне. Если выразите восхищение одной женщине, проигнорировав её подруг, находящихся рядом, вы поставите их всех в неловкое положение.
Вспоминаю эпизод, рассказанный мне подругой. Так получилось, что на пикнике она сидела спиной к одной почтенной даме. Сесть по-другому никак не получалось. Оставалось только извиниться, что моя подруга и сделала, сказав: «Извините, что мне приходится сидеть к вам спиной». А в ответ услышала: «У цветка нет спины».
Не отказывайте себе в удовольствии похвалить кого-нибудь. Это пойдёт на пользу не только вам, но и ему. Проверьте себя, сказали ли вы сегодня кому-нибудь приятные слова? Например, такие: «У вас прелестный ребенок!», «У вас очаровательная жена!», «Вам идет это платье», «Вы хорошо выглядите»…
Урок пятый
Разговаривая с человеком, чаще называйте его по имени. Старайтесь запоминать имена всех, с кем общаетесь, и не упускайте возможности обратиться к собеседнику по имени. Это важно, потому что только так устанавливается уважительный, доверительный контакт. Если у вас плохая память, запишите при знакомстве имя представленного вам человека. В случае необходимости достаточно будет бросить взгляд на листок, чтобы не попасть впросак.
Если вы все-таки забыли, как зовут человека, с которым предстоит общаться, не стесняйтесь признаться в этом. Будет гораздо хуже, если вы назовете его чужим именем. Скажите, например, так: «Простите, пожалуйста, я не расслышал ваше имя». Но сделать это можно только один раз! Если ситуация повторится, вам придется искать другие пути, чтобы восстановить в памяти имя собеседника.
Здороваясь с человеком, не ограничивайтесь безликим приветствием. Будет гораздо лучше, если вы скажете соседке: «Доброе утро, Сонечка!», врачу в поликлинике: «Здравствуйте, Надежда Сергеевна!», уборщице в подъезде: «Добрый день, Валентина Михайловна», подростку на улице: «Здравствуй, Дима».
К «персональной приветливости» полезно приучать и детей. Наша дачная компания воспитывается в этих правилах, и мне всегда приятно слышать, как самый маленький из детей, четырехлетний Миша, старательно выговаривает: «Здравствуйте, Анатолий Матвеевич!».