История вопроса о долголетии

История вопроса о долголетии

Здоровье народа дороже всего,

Богатство земли не заменит его,

Здоровья не купишь, никто не продаст,

Его берегите, как сердце, как глаза.

Джамбул.

На протяжении многих веков человечество мечтало о долголетии; изыскивались чудодейственные средства, могущие вернуть молодость и отдалить старость. Эти мечты находили своё отражение и в народных сказках, где говорится о «живой» и «мёртвой» воде, «жизненном элексире» и «наборах трав», известных из средневековых легенд. Позже секрет молодости искали в разных настойках, каплях, специальных диетах, вытяжках из половых желез животных и т. д.

Древнегреческие ученые пытались разгадать причины кратковременности человеческой жизни. Отец медицины Гиппократ трактовал вопрос долголетия с точки зрения диалектического понимания единства природы, единства организма и внешней среды. Вернейшим средством продления жизни считалось благоразумное использование даров природы и постоянное укрепление сил организма.

Древние врачи уже тогда знали, что для продления жизни необходим чистый воздух, солнце, чистоплотность, разумное питание, телесные упражнения, жизнерадостность. В силу социально-экономических причин

эти мероприятия не могли широко осуществляться и человечество искало другие «секреты» молодости и долголетия. Например, египтяне для удлинения жизни советовали 2 раза в месяц принимать рвотное и часто потеть. Поэтому при встрече они приветствовали друг друга словами: «Как вы потеете, как вас вырывает?» Древнекитайские же мудрецы в качестве омолаживающего средства рекомендовали женское молоко, панты оленей, органы утробных младенцев, корень знаменитого растения женьшень, отвары и пилюли из половых органов млекопитающих и семенных желез тигра.

Весьма действенным омолаживающим средством в древности и в средние века считалось питание кровью младенцев. Этим средством для продления жизни будто бы пользовался в XV веке французский король Людовик XI. В этот период также очень распространенным был способ омоложения старцев путем тесного общения стариков с юношами, девушками и детьми. В одной надгробной надписи говорится о старце, ко-торый прожил до 115 лет, пользуясь воздухом, выдыхаемым девушками. Позднее, в 1742 году один немецкий врач даже изобрел особый аппарат для сгущения испарений выдыхаемого воздуха молодых девушек и широко пропагандировал применение этого сгущенного воздуха для лечения болезней старцев и удлинения жизни.

Не менее популярным средством для удлинения жизни считалось частое очищение желудка и кровопускание. Так, Людовику XIII в последние 10 месяцев его жизни было дано 215 слабительных, сделано 210 клистиров и 47 кровопусканий. Вполне возможно, что без применения этих методов «удлинения» жизни французский король прожил бы значительно дольше.
Пытались с целью омоложения применять переливание крови животных и людей. К этому способу прибегнул престарелый римский папа Иннокентий VIII. В результате погиб папа и трое мальчиков, у которых была взята кровь.

Средневековые алхимики в своих исканиях шли по другому пути, считая возможным достичь омоложения и удлинения жизни применением особого жизненного элексира «вечной юности»; астрологи для этой же цели

предлагали особые амулеты. Известный швейцарский врач Парацельс (начало XV века) рекомендовал особый камень бессмертия — «вегетабельную серу», которая якобы могла продлить жизнь человека до 600 лет. Сам Парацельс, располагая таким «омолаживающим» средством, умер, не дожив 48 лет. Роджер Бэкон для этой цели предлагал препараты золота, Сен-Жермен — «особый чай долгой жизни», Граам—«небесную постель» и т. д. В XVIII веке известный международный авантюрист граф Калиостро нажил громадные деньги на продаже доверчивым людям «элексира бессмертия».

Ни одно из предложенных средств не смогло удлинить жизнь. Все они, принеся глубокое разочарование человеку, оказались забытыми. В XVIII веке была впервые сделана попытка научного подхода к предупреждению преждевременной старости и смерти. В 1754 году на латинском языке вышла книга врача Ионна Фишера «О старости, её степенях и смерти», где подчеркивалась роль медико-гигиенических мероприятий в предупреждении ранней старости. Но эта книга не нашла должного признания и вскоре была незаслуженно забыта.

В 1797 году был издан труд прусского ученого X. Гуфланда «Искусство продлить человеческую жизнь (макробиотика)». В ней были изложены почти те же самые мысли, которые впервые высказал И. Фишер.

В России убежденным сторонником необходимости соблюдения правил личной гигиены для достижения здоровой старости был Парфений Енгалычев. В своем труде «О продлении человеческой жизни. Средства достигать здоровой, веселой и глубокой старости» (1837) он рекомендовал разумное соблюдение режима питания, своевременное и целесообразное лечение болезней, физическую культуру, воздержание от спиртных напитков, курения и т. п., то есть соблюдение необходимых правил личной гигиены.

Позднее нашими русскими гигиенистами Ф. Ф. Эрисманом, А. П. Доброславиным, Е. А. Осиповым были проведены научные исследования причин старости, высокой заболеваемости и смертности населения. В 1891 году на съезде врачей в Москве Ф. Ф. Эрисман  произнёс зажигательную речь о методах борьбы со смертью. В эти же годы знаменитый русский врач С. П. Боткин впервые в мире произвёл обследование около двух тысяч стариков для  ознакомления с их состоянием и изучения причин преждевременной страсти.

В начале XX века вышли научные труды великого русского биолога И. И. Мечникова – «Этюды о природе человека», «Этюды оптимизма» и другие, в которых много места уделяется проблемам борьбы со старостью и вопросам продления жизни.

Необычайную сенсацию вызвало открытие французского учёного Броун-Секара об омолаживающем действии вытяжек из половых желез. В течение 20 лет он проводил различные опыты и наблюдения над кастратами и пришёл к выводу, что семенные железы выделяют в кровь какие-то вещества, стимулирующие деятельность всего организма. После многочисленных экспериментов над животными Броун-Секар (72-летний старик) сделал себе 8 впрыскиваний настойки из семенных желёз собаки. Затем на заседании биологического общества в Париже профессор Броун-Секар сообщил результаты опытов:

«Мне исполнилось 72 года. Я прежде отличался довольной значительной физической силой, но за последние 10—12 лет, надо сознаться, порядочно-таки одряхлел. Ещё недавно после каких-нибудь получаса работы в лаборатории я уже чувствовал необходимость присесть. После трех-четырех, иногда даже после двух часов пребывания в лаборатории я уже испытывал сильнейшее утомление, хотя бы всё время и просидел на месте… В настоящее время, уже начиная со второго, а особенно третьего дня после первого введения вытяжки, всё это радикально изменилось. Ко мне вернулись утраченные силы.

Работа в лаборатории меня теперь мало утомляет, к удивлению моих ассистентов, я могу теперь работать часами, не чувствуя необходимости присесть.

Уже несколько дней, как я после 3—4 часов работы в лаборатории могу ещё час или полтора после обеда работать над редактированием моих записок… Без всяких затруднений, и даже не думая об этом, я могу теперь подниматься по лестнице почти бегом, что я всегда делал до 60-летнего возраста».

Громкая реклама об омолаживающем действии вытяжек принесла пользу лишь предприимчивым фабрикантам, выпускавшим «элексир молодости», остальным—разочарование, так как омолаживающее действие его было сильно преувеличено.

Ощущения, испытанные Броун-Секаром, были следствием его глубокой веры в успех лечения и самовнушения, ибо старческие изменения у него продолжали прогрессировать, и он умер спустя пять лет после своих опытов.

В 1919 году новые сообщения о возможности достигнуть «вечной юности» возродили новые надежды. Причиной послужили эксперименты венского ученого Штейнаха. Он доказывал, что организм увядает потому, что регрессируют его половые железы. Энергичное стимулирующее действие на мужскую железу оказывает перевязка семявыводящего протока и подсадка кусочка семенника.

Ещё большую сенсацию вызвали опыты русского ученого С. Воронова, жившего в Париже (1920). Он не только пересаживал половые железы от молодых животных дряхлым, но и делал аналогичные операции на людях, пересаживая им семенники павианов и шимпанзе, при этом достигал подчас довольно кратковременного «омоложения», сводящегося в основном к оживлению половой функции. Пересадки желез удаются редко и не всегда оправданы.

Позднее, в 1924 году и сам С. Воронов заявил, что «гормон семенных желез, доставляемый прививкой, замечательно стимулирует и усиливает всякую работу клеток, но он её не создает. Поэтому, когда функциональные клетки органа разрушены склерозом или вырождением… этот гормон, не находя элементов, на которые он мог бы производить свое оживляющее действие, естественно не дает эффекта».

Абрамов в 1921 году писал, что операциями Штейнаха и Воронова можно не только «не дать человеку второй молодости, но и лишить его естественной, подчас красивой старости, вместо которой получится отвратительная картина старости прожорливой и похотливой».

Частичное и временное «омолаживающее» действие, по-видимому, достигается переливанием крови. Основоположник советской науки о крови (гематологии) русский врач А. А. Богданов считал, что «изменить кровь — значит изменить внутреннюю среду организма, основную обстановку жизнедеятельности его клеток».

Механизм стимулирующего действия переливания крови академик А. А. Богомолец объясняет довольно интересно. При переливании крови происходит склеивание, выпадение в осадок и последующее растворение «постаревших» белковых частиц. Это дает возможность клеткам освободиться от состарившихся элементов. При распаде этих элементов, видимо, усиливается обмен веществ. Сейчас эта точка зрения не находит своего подтверждения.

В наши дни проблема борьбы со старостью не перестает волновать ученых, врачей, биологов. Исключительное внимание проблеме продления жизни уделяется нашими учеными, и это вполне закономерно. Человеческая жизнь в нашей стране, успешно строящем социалльное общество, является наивысшим капиталом.