Суть бессмертия
Суть бессмертия, к сожалению, печальна и мизантропична. Многие задавались вопросом о том, нужно ли нам столько вечно живых сограждан. И все приходили к выводу, что человечество не доросло — во всех своих качествах — до бессмертия.
Это так. Но истиной является и то обстоятельство, что сам по себе научный прогресс не гарантирует роста нравственных и иных качеств людей. Сегодня вообще мы наблюдаем на просторах бывшего СССР полную деградацию всего того, что можно определить «человечностью». Таким образом, ожидать, что когда-нибудь люди будут более достойны бессмертия – пустое занятие. Скорее всего, мы были больше готовы к бессмертию во времена Хрущёва и Брежнева. Советский человек — «человек новой формации», действительно самый на Земле гуманный, порядочный, честный и симпатичный — сегодня безвозвратно испорчен цинизмом новой эпохи. И завтра, похоже, мы будем ещё циничнее и ещё хуже.
Каждый сознательный индивидуум хочет жить вечно. Сам путь человеческого прогресса направлен именно к созданию максимального комфорта человеку во всеобъемлющем смысле, где главной целью — или средством — является бессмертие. Поэтому, собственно говоря, открытие бессмертия неминуемо и обусловлено всем ходом нашей эволюции. Со всей уверенностью можно утверждать — даже исходя из общей направленности человеческой эволюции, что конфликт смертного тела и требующего бессмертия сознания будет конкретно решён в пользу бессмертия. И решён в самое ближайшее время, потому что сейчас мы обладаем всем для этого необходимым.
Попытаемся взглянуть, как мы будем жить в условиях нашего бессмертия. Подавляющее большинство населения увлечено хищным промыслом средств к существованию — не только бедные люди, но и — главным образом — люди очень богатые. Бессмертие даёт шанс пересмотреть смысл своего бытия в плане поисков идеалов, но также — вероятнее — даёт шанс превратить жизнь в безудержную погоню за удовольствиями. Причём, совсем не важно, богат человек или беден. К сожалению, процесс старения человека не всегда сопровождается накоплением мудрости, а часто — очень часто — является накоплением хитрости, озлобленности, извращённости, подлости и прочих качеств, которые мы можем определить одним словом: испорченность. Старый фрукт гниёт. Если дать ему гнить вечно, он начнёт доминировать над наивной романтичностью юности и испортит весь сад. Причём, испортит очень быстро, ибо обладает опытом и знаниями.
Да, бессмертие получат вместе с подонками и выразители души народа, его лучшие представители. Они смогут творить вечно. Но это ничего не изменит. Как это не меняет ничего сегодня, когда правит страной преступность и алчность, а возмущения затюканной нравственной интеллигенции вызывают только циничный смех. Следует признать, что ушлые подонки первыми сумеют заполучить себе бессмертие — какие бы препоны не ставило им государство. Тем более, что Россия и Украина — лидеры в списке криминальных и коррумпированных стран планеты, а у руля этих государств люди сомнительной нравственности. Дать им бессмертие означает навсегда закрепить власть криминальной элиты. Для азиатских стран СНГ бессмертие будет означать бессмертие азиатских султанов. В политическом смысле бессмертие очевидно вызовет застой, чреватый в конечном итоге пагубными последствиями.
В старом человеке старо не только тело — это мелочь — старо сознание. «Мудрость» староста («опыт жизни») на деле представляет из себя умение избегать всяческие беды и ошибки, а конкретнее – умение комфорта ради жить в узких проверенных рамках самоограничений. В этом суть консерватизма, а беда заключается даже не в том, что общество, где доминируют консерваторы, неминуемо захирев и деградирует, а в том, что старый человек в омолодившемся теле всё равно останется старым и вряд ли в полной мере воспользуется шансом действительно помолодеть. Мало кто, получив двадцатилетнее тело, сумеет перестроить внутренний мир и начать жить по-новому. Большинство будет следовать закостенелым привычкам и вести стариковский образ жизни. От такого бессмертия пахнет нафталином. Если пенсионер сегодня не пляшет под шизоидную молодежную музыку, то это не означает, что он под неё запляшет, когда станет выглядеть на пятнадцать лет. Она ему не нравится — вот и всё, а как он выглядит старым или молодым — это другой вопрос.
Как только появится возможность массового бессмертия (финансируемая в качестве социальной программы государством) миллионы престарелых граждан, боясь близкой смерти, будут добиваться этого блага с напором хищников. Уже сегодня число пенсионеров сравнимо с числом всех прочих жителей государства — и тех, кто их кормит и кто за них воюет, и тех, кто ещё говорить не умеет. По прогнозам, у нас в ближайшие годы число отдыхающих иждивенцев — пенсионеров будет превышать все прочие категории граждан страны вместе взятые — то есть, составлять более 50 процентов населения (уже сегодня такова ситуация в Германии). Стабильность экономики поддерживается постоянным умиранием пожилых людей. Если же дать им возможность не умирать, то страна будет раздавлена этим грузом.
Пенсионеры — на 90 процентов — люди, потерявшие квалификацию, не способные продуктивно работать главным образом не потому, что здоровье не позволяет, а потому, что увяло сознание: их знания и навыки морально и технологически устарели, образ мышления и принципы самоорганизации не отвечают требованиям современности, идеалы ретроспективны и консервативны, возможность обучения и восприятия нового минимальны. Другими словами, это люди с устаревшим сознанием, работа которого обществу не только не нужна, но и вредна.
Что же делать?
Надо дать жить тем, кто хочет жить полезно. Есть много тех, кого смерть – даже в преклонном возрасте — останавливает в середине творческого пути. Нужно активно вводить понятие полезности обществу и жёстко бороться с иждивенцами. Есть и ещё один момент. Люди, больные маразмом и другими старческими заболеваниями мозга, не имеют перспектив бессмертия. Ибо старческий маразм – болезнь и мозга, и сознания; эта болезнь невосполнимо портит сознание, пересадка этого сознания на вечный носитель сделает вечным маразматика — а надо ли это? Видимо, следует ввести определенные требования к человеку, претендующему на бессмертие: ясность ума, способность творчески работать, полезность обществу, высокие нравственные качества. Мы попытались заставить вас задуваться о вопросах, которые действительно никогда ранее не ставились так конкретно и остро. Нам не хочется вас пугать тем, что люди недостойны вечности. На самом деле человек, став бессмертным, изменится. Он безусловно будет соответствовать тому вызову, который даёт новая технология. Так было всегда. Так будет и в этот раз.